Деловая панорама, Санкт-Петербург,
1 октября 2001 г.
Водителей привлекут к ответственности 573 просмотра
На суд общественности вынесен проект закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», подготовленный ко второму слушанию в Госдуме. К авторам возникло много вопросов со стороны страховщиков и служб, обеспечивающих порядок на дорогах.
На взгляд Ларисы Мукиной, заведующей кафедрой «Страхование и управление рисками» Международного банковского института, закон об обязательном страховании автогражданской ответственности является экономическим механизмом обеспечения безопасности дорожного движения.
О некоторых проблемах и нюансах законопроекта уже сообщалось (см. «Деловую Панораму» № 38/2001), однако полный текст документа стал доступен общественности лишь на прошлое неделе. Специалисты тут же его прокомментировали.
Только для больших
При дальнейшем рассмотрении законопроекта выяснилось, что заключать договоры по обязательному страхованию автогражданской ответственности (АГО) могут страховые компании, имеющие в каждом субъекте Федерации свои представительства. Сегодня широкой сетью располагают единицы. Например, «Росгосстрах», «РОСНО», «Военно-страховая компания», «Промышленно-страховая компания» и «Веста».
Тем же страховщикам, у которых нет филиалов в других городах, придется консолидироваться в саморегулируемые объединения — ассоциации или союзы. В каждой такой ассоциации должно состоять не менее 20-25% от общего числа страховщиков, имеющих лицензию по АГО. Всем им необходимо иметь «стаж» не менее трех лет на рынке. Исходя из количества страховых компаний в России, таких организаций может быть не больше четырех-пяти. На деле — и того меньше: две или одна крупная саморегулирующаяся организация. «Если закон будет настолько ориентирован на компании с широкой филиальной сетью, — он вступит в противоречие с законом о защите конкуренции на рынке финансовых услуг», — отметили участники научно-практического семинара, прошедшего на прошлой неделе в Международном банковском институте.
Нестыковки — есть
В ст. 1 сказано, что владельцем транспортного средства является собственник или лицо, владеющее им на правах хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании. Вопрос лишь в том, какая доверенность имеется в виду: на право управления или на право распоряжения и управления транспортным средством. В этой же статье сказано, что не является владельцем транспортного средства «лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора с собственником», хотя договор аренды сам по себе считается гражданско-правовой сделкой.
Единого мнения по вопросу государственного регулирования страховых тарифов АГО пока нет. Согласно проекту закона страховые тарифы по обязательному страхованию подлежат государственному регулированию. На семинаре прозвучало мнение, что базовую тарифную ставку должно устанавливать государство, а повышающие и понижающие коэффициенты — сами страховщики, как, например, это сделали в Казахстане. Однако данное предложение может привести к демпингу страховых тарифов и подорвать платежеспособность компании.
И еще: рассматриваемый законопроект должен быть согласован с другими нормативными документами: законами «О милиции» и «О безопасности дорожного движения», Кодексом об административных правонарушениях и другими. Необходимо также предусмотреть ответственность за отсутствие страхового полиса у водителя в соответствующих нормативных актах.
Продолжение следует
Если до конца года законопроект пройдет в Госдуме второе и третье слушания, возможно, обязательное страхование АГО будет введено в стране с 1 января 2003 года (вначале за счет страхования будет возмещаться вред, причиненный здоровью, а с июня того же года — имущественный ущерб).
В Белоруссии наряду с другими бывшими республиками СНГ одноименный закон действует с 1999 года. По мнению директора брокерской компании «СтрахЭкспертГрупп» (Минск) Андрея Данильчика, «принять абсолютно идеальный закон сразу невозможно». Система штрафов в Белоруссии появилась через три месяца после введения закона. В первый год размер страховых тарифов соотносился с объемом двигателя автомобиля. Позже указом президента были установлены отдельные тарифы на иномарки и отечественные автомобили. В законопроекте размер страховой суммы пока не установлен, но определен лимит ответственности — 400 тыс. рублей. «Введение обязательного страхования АГО в России само по себе является большим плюсом», — считает Андрей Данильчик.
Экономический механизм
Несмотря на непопулярность в Европе законов об обязательном страховании, в России сегодня принято около 53 таких нормативно-правовых актов. При таком большом объеме обязательного страхования, закон об АГО у нас в стране до сих пор не принят, хотя практически во всех европейских и азиатских странах, а также в США он существует, «потому что данный закон — это, прежде всего, экономический механизм обеспечения безопасности дорожного движения», — рассказывает заведующая кафедрой «Страхование и управление рисками» Международного банковского института Лариса Мукина. Ведь в каждой аварии есть виновники, пострадавшие и причина происшествия. И если принимаемый в России закон будет работать так же, как в цивилизованных странах, — ущерб от аварии будет возмещать виновник — будь то дорожные службы, не разметившие вовремя дорогу или не закрывшие люк, или водители, по вине которых произошло ДТП.
СМИРНОВА Е.
Вся пресса за 1 октября 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 декабря 2024 г.
|
|
АвтоВзгляд, 25 декабря 2024 г.
В новом году полисы ОСАГО могут резко подорожать
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Лимит выплат по ОСАГО может увеличиться в четыре раза
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Эксперты назвали преимущества расширения тарифного коридора в ОСАГО
|
|
Интерфакс, 25 декабря 2024 г.
ЦБ уточнил требования по отражению в договорах е-ОСАГО данных о мощности автомобиля
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Срок ремонта по ОСАГО может быть увеличен в 2025 году
|
|
Российская газета, 25 декабря 2024 г.
Приведет ли свободный тариф к подорожанию стоимости полисов ОСАГО
|
|
cbr.ru, 25 декабря 2024 г.
Продажа е-ОСАГО: требования регулятора
|
|
Frank Media, 25 декабря 2024 г.
Страховщики в 2024 году выпустили катастрофные бонды на максимальные $17,7 млрд
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 декабря 2024 г.
Большинство страховщиков США ожидают, что темпы роста превысят 5% в 2025 году: Aon
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Турецкие СМИ обвинили пилотов Superjet в умышленной аварии
|
|
Татар-информ, Казань, 25 декабря 2024 г.
Уфимцев: Для безаварийных водителей появится допскидка по ОСАГО за счет хорошего КБМ
|
|
ЯСИА (Якутское-Саха Информационное Агентство), 25 декабря 2024 г.
Цена ОСАГО в 2025 году вырастет в среднем на 9%
|
|
Версия, 25 декабря 2024 г.
«Азимут» обвинили в умышленном поджоге SSJ100 в Турции ради получения страховки
|
|
РИА Новости-Крым, 25 декабря 2024 г.
Группа мошенников в Крыму провернула аферы с автостраховками на 5 млн
|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 25 декабря 2024 г.
В Башкирии семейную пару обвиняют в афере со страховыми выплатами
|
|
Деловой Петербург, 25 декабря 2024 г.
Добавить ценность: что обеспечивает рост региональных страховых компаний
|
|
Время Н, Нижний Новгород, 25 декабря 2024 г.
Эксперт: ОСАГО и КАСКО для нижегородцев станут немного дороже
|
 Остальные материалы за 25 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|